Зачем в автомобиле ремень ГРМ?

Двигатель внутреннего сгорания, работающий в четырехтактном режиме, оснащен чрезвычайно важным механизмом, который открывает впускной и выпускной клапаны в нужное время. Они отвечают за подачу свежей порции топливовоздушной смеси и отвод выхлопных газов.

Для того чтобы клапаны открывались в тот момент, когда поршень конкретного цилиндра совершает такт впуска и выпуска, требуется синхронизация распределительного и коленчатого валов. 

Это позволит клапанам всегда открываться в нужный момент, независимо от частоты вращения коленчатого вала.

Для синхронизации вращения коленчатого и распределительных валов вам понадобится ремень ГРМ. Без газораспределительного механизма четырехтактный двигатель работать не будет, поскольку цилиндры не смогут своевременно заполнять необходимое количество воздушно-топливной смеси, а выхлопные газы не будут вовремя выводиться. Кстати, ремень ГРМ можно приобрести на странице специализированного сайта. 

Благодаря наличию ремня ГРМ крутящий момент передается от коленчатого вала к распределительному валу, насосу и, в зависимости от конструкции двигателя, к другому навесному оборудованию (например, к генератору).

Как узнать, когда пришло время менять ремень

Поскольку механическое усилие передается через ремень ГРМ, а частота вращения коленчатого вала часто высока, этот элемент двигателя со временем изнашивается. Рано или поздно каждый автовладелец сталкивается с необходимостью замены ремня ГРМ.

На интервал проведения этой процедуры влияют такие факторы:

  • Рабочий ресурс;
  • Нарушение правил установки и обслуживания;
  • Поломки двигателя;
  • Неправильная эксплуатация автомобиля, например, если вы часто запускаете двигатель с толкателя или рывка и допускаете ошибки в этой процедуре.

Чаще всего ремень заменяют по истечении определенного промежутка времени или при возникновении неисправностей силового агрегата.

Степень износа

Любая деталь, которая подвергается механическому воздействию, неизбежно изнашивается и поэтому нуждается в замене. То же самое касается ремня ГРМ. Только его износ ускоряется из-за поломок в моторе или неправильной эксплуатации транспортного средства.

Если говорить о неисправностях двигателя, то это клин подшипников натяжения, нарушение степени натяжения (слабо натянутый ремень будет проскальзывать, а перетянутый испытывать повышенную нагрузку) и другие факторы.

Иногда причиной преждевременного износа ремня может быть сам водитель. Как уже упоминалось, если автомобиль не заводится сам по себе, некоторые водители не пытаются быстрее устранить эту проблему, а продолжают мучить машину, заводясь с толкателя или рывка. Такое часто случается при быстрой разрядке или слабом аккумуляторе.

Пробег автомобиля

Чтобы предотвратить обрыв ремня ГРМ, производители автомобилей указывают, с каким интервалом необходимо менять этот элемент, даже если снаружи он выглядит неповрежденным. Причина в том, что из-за наличия микротрещин деталь будет быстрее изнашиваться.

Если водитель игнорирует установленный производителем график замены ремня, то в самый неподходящий момент он столкнется с необходимостью регулировки газораспределительного механизма из-за оборвавшегося ремня. В худшем случае автовладельцу придется потратиться на капитальный ремонт мотора (некоторые типы поршней попадают в клапаны при обрыве ремня, из-за чего эти детали приходят в негодность и мотор нуждается в разборке).

В зависимости от типа двигателя ремень ГРМ имеет свой срок службы. Например, такие бренды, как Audi, Renault, Honda устанавливают график замены ремня каждые 120 тысяч километров. Для BMW, Volkswagen, Nissan, Mazda этот срок установлен на отметке 95, а Hyundai рекомендует менять ремень через 75 км. Так что ориентироваться на частоту замены необходимо в соответствии с рекомендациями производителя, а не с тем, что советует автомобилист из соседнего гаража.

Что произойдет, если ремень порвется

Во многих силовых агрегатах поршни имеют специальные углубления. При обрыве ремня ГРМ в таких двигателях критических поломок не будет, за исключением необходимости регулировки газораспределения. Поскольку клапаны в моторе должны открываться в нужный момент, оборванный ремень всегда приводит к полной остановке мотора.

Поскольку зубчатые поршни снижают КПД силового агрегата, некоторые производители устанавливают даже поршни. В таких двигателях обрыв ремня ГРМ приводит к встрече поршней с клапанами.

В результате погнуты клапаны, а в некоторых случаях серьезно повреждены и поршни. Еще реже встречаются ситуации, когда обрыв приводного ремня приводит к поломке пастели распределительного вала или повреждению блока цилиндров.

Для предотвращения подобных проблем каждому водителю необходимо обращать внимание на следующие признаки, указывающие на необходимость замены ремня:

  1. Образование трещин и следов износа ремня.Если этот элемент защищен кожухом (в большинстве автомобилей он есть), то периодически его необходимо снимать, чтобы проводить визуальный осмотр детали.
  2. Ресурс. Даже если автомобиль не прошел пробег, указанный в руководстве по эксплуатации, ремень все равно может нуждаться в замене, если нет видимых признаков износа. Ремень изготовлен из резины, и у этого материала есть свой срок годности, особенно при механическом воздействии. Поэтому после 7-8 лет эксплуатации ремень лучше заменить, не дожидаясь его износа.
  3. Нестабильная работа двигателя.Это может быть вызвано проскальзыванием ремня на шкиве вала. Из-за этого перепутывается газораспределение, и зажигание может произойти некорректно. Двигатель может плохо запускаться, троить, его может трясти. При проскальзывании нескольких зубьев клапаны и поршни могут быть повреждены, если они соприкоснутся во время работы двигателя.
  4. Обильный дым из выхлопной трубы.Это не всегда связано с неисправностью в механизме газораспределения, но если смещается газораспределение, то воздушно-топливная смесь может плохо гореть. Если в автомобиле установлен катализатор, он быстро выйдет из строя из-за критических температур, которые возникают при выгорании несгоревшего топлива в выхлопной системе.
  5. Посторонние звуки.Когда водитель слышит сильные щелчки, которые носят циклический характер и усиливаются с увеличением скорости, стоит посмотреть, не начал ли ремень разрушаться. Причиной таких звуков и моторного отсека может быть изношенный подшипник водяного насоса или генератора.
  6. Масло для ремня. Резина быстро разрушается при контакте с нефтепродуктами. По этой причине, если на ремне обнаружены следы масла, необходимо устранить утечку смазки и обязательно заменить ремень.
  7. При запуске двигателя стартер работает, но двигатель даже не “хватается”. Скорее всего, это симптом оборвавшегося ремня.

Как правильно выбрать и заменить ремень

Поскольку от качества приводного ремня зависит стабильная работа мотора, рекомендуется приобретать оригинальную версию. Хотя такие запчасти стоят дороже аналогов от других производителей, при использовании оригинала вы можете быть уверены в надежности детали, а также в том, что она прослужит положенный срок (если не будут нарушены условия эксплуатации).

Если номер детали ремня для конкретного мотора неизвестен, то поиск может быть выполнен по VIN-коду. Символами и цифрами в этом номере обозначается тип двигателя, дата изготовления транспортного средства и так далее. Нас интересует тип двигателя, а не модель автомобиля. Причина в том, что в разные годы выпуска и в разных комплектациях одна и та же модель автомобиля может оснащаться разными моторами, для которых полагаются собственные ремни ГРМ.

Для некоторых автомобилистов слишком сложно самостоятельно подобрать нужную деталь. В этом случае вы можете воспользоваться помощью продавца в магазине автозапчастей. Главное, сообщить ему дату производства, модель и марку вашего автомобиля и, по возможности, тип двигателя.

При самостоятельном выборе ремня следует убедиться, что новая деталь соответствует техническим характеристикам (имеет нужную длину, ширину, количество зубьев, их форму и шаг). Замена ремня должна производиться профессионалом. В этом случае удастся избежать ошибок при установке ремня и он прослужит весь отведенный ему срок.